Какова реальная стоимость видеоролика сегодня?
В «нулевые» продакшн-студии были сравнительной редкостью, доступной небольшому кругу корпоративного сегмента с большими бюджетами и сложными запросами. Сегодня мы выбираем недорогой продакшн для любого сегмента бизнеса – от малого бизнеса и стартапа, до крупного гос-заказчика. А также, даем советы по необходимым моментам при поиске продакшн-студии и расчете сметы за видеоролик. Цены также обсудим. Конечно, основа капитализма – «выкачать» побольше средств из заказчика, предоставим наиболее экономичный вариант на выходе, однако мы не будем рассматривать мелкие и новоиспечённые продакшны, а сосредоточимся на студиях, существующих более 2х лет на российском рынке.
Совет 1. Сценарий – как залог экономии
Большинство заказчиков не придают значения о необходимости составления сценария будущего видеоролика перед подписанием договора. Даже в те моменты, когда по прикидкам ваш ролик не будет стоить более 100 тыс. рублей, всегда нужно иметь предварительный сценарий на руках! Согласно статистике, предоставленной одной из продакшн-студий, входящей в список 10 лучших студий России, только 10% заказчиков согласовывают сценарий как основу будущего видео-продукта, и более того прикрепляют сценарий как приложение к договору. Все остальные считают, что 5 тысяч рублей за сценарий – лишние деньги, но в итоге отдают в десятки раз больше, т.к. бюджет разрастается согласно задумке режиссера, которая не контролируется тарифной сеткой и приобретает множительный характер. Это важная уловка любой продакшн-студии. Капитализм)
Совет 2. Пользуйтесь калькуляторами на сайте, фиксируйте цены и расчет
Сегодня учредителям продакшн-студии не сложно заплатить фрилансеру 2-4 тысячи рублей за скрипт калькулятора. Добросовестные продакшны зачастую располагают такие калькуляторы в специальных прайс-разделах собственных корпоративных сайтов (пример 1, пример 2), посетитель имеет возможность зафиксировать приблизительную стоимость (а в случае с приложением ТЗ или заполненного брифа и точную) согласно выбранному объему и получить расчет на свой email. Это не панацея, однако минует скользкого разговора с менеджером, и дает возможность более вдумчиво выбрать именно нужные услуги. Срабатывает эффект списка в продуктовом магазине – платишь только за то, что нужно прямо сейчас, а не за то, что навязали. Не забывайте никогда про онлайн-сметы.
Совет 3. Проводите тендеры и конкурсы
Сегодня не только крупные корпорации проводят тендеры. Даже малому бизнесу можно проводить несложные переторги между поставщиками, приглашая их принять участие в конкурсе по разработке видеоролика. От вас понадобится составить подробное (но необязательно итоговое) техническое задание, и разослать на оф. почты тех студий, которые прошли предварительный отбор по тем или иным критериям (портфолио, команда, официальные отзывы, и т.д.).
- Во-первых, те, кто примят участие – уже работают «в белую» и вы можете быть спокойными за документарные отношения и надежность;
- во-вторых, при переторгах, вы можете добиться не только снижения стоимости будущего видео, но и получить сверх-бонусы от заинтересованных в сотрудничестве студий. Дело в том, что студий сегодня много, а клиентов мало. И получается, основное количество студий находятся в поиске клиентов, и готовых практически бесплатно снять видеоролик, главное, чтобы вы остались постоянным клиентов на будущие проекты, а видеоролик наполнил их портфолио. Это отличный лайфхак для заказчиков с низким бюджетом.
- В третьих, если студия раньше участвовала и побеждала в тендерах - это отличный плюс в сторону исполнителя.
Совет 4. Старайтесь меньше разговаривать – больше переписываться!
Как бы это кондово не ложилось на слух, но в разговоре вы можете пропустить важнейшие параметры, которые в последствие поспособствуют «раздуть» смету на видеоролик. Как этого избежать? Ведите переписку. Запрашивайте смету через email, обсуждайте локации и другие незначительные нюансы письменно. Это будет фиксацией. Многие менеджеры будут стараться решить основные вопросы по телефону, однако просите подтвердить их слова и договоренности письменно. Потеряете пару минут, сэкономите пару миллионов.
Это основные советы по сбережению вашего бюджета при заказе видеопродукции у компании, с которой работаете впервые. Если будете их придерживаться, у вас не должно возникнуть проблем.
Сколько в среднем сегодня стоит видеоролик?
Обратившись в любую из сотни видеостудий на рынке, вы, скорее всего, не получите данных относительно даже средней стоимости, т.к. творческую работу в студиях оценивают творческие люди (режиссеры и сценаристы), тарифных сеток практически не найдете, за исключением редких примеров. Однако любую работу можно категоризировать и осметить в срезе среднего чека.
По информации московской продакшн-студии (не рекламируем), которая согласилась поделиться данными своей CRM средний чек на продакшн-услуги в малом и среднем бизнесе составил 163 тыс. рублей. за несложный рекламный ролик с заставкой и минимальным компоузингом (графика, накладываемая на видеоряд: титры, графики, данные). Однако стоит понимать, что такие ролики обычно показывают по закрытым партнерским каналам (email-рассылка или корпоративный сайт, соцсети). Если же ролик планируется показывать в международных выставках, ротироваться на YouTube-каналах или показываться по ТВ, стоимость может увеличиться до 2-5 раз. Качество видеоряда, дикторской озвучки и музыкальных прав будет профессиональной.
Если говорить про корпоративных заказчиков, то средний чек на продакшн за 2018 год составил 1,3 млн рублей за 1 ролик. Это категория корпоративных видео и видеопрезентации. Основная причина большого чека – съемка в нескольких городах, длинный хронометраж, наличие трехмерной графики или ее преобладание. Сегодня стоимость моушн-графики достаточно снизилась по сравнению с 2000 годом, однако все еще остается наиболее высокой в сравнении со съемкой.
Мы надеемся данный материал послужит вам отличной шпаргалкой в мире продакшн-индустрии 2020х годов. Интересно также ваше мнения в комментариях.
АвторКристина Подольская
Комментарии