ГРАН-ПРИ МОНАКО: ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В ЧЕТВЕРГ

Участники: Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Тото Вольфф (Mercedes), Роберт Фернли (Force India), Сирил Абитебул (Renault Sport F1), Франц Тост (Toro Rosso), Пол Хембри (Pirelli)

 

 

Вопрос: Начнем с общего вопроса. Что вы думаете об озвученных на минувшей неделе предложениях Стратегической группы для 2017 года? Кристиан?
Кристиан Хорнер: Как вы знаете, мы не можем обсуждать детали той встречи, а если опираться на пресс-релиз, она прошла в позитивном ключе, было обсуждено немало интересных инициатив. Мы говорили о будущем, о текущих проблемах, есть положительные результаты в работе над регламентом на шасси для 2017 года. Была дискуссия насчет дозаправок, должны ли они вернуться или нет – есть разные мнения. Встреча прошла конструктивно – не скажу, что мы приняли немало решений, но обсудили многие актуальные темы.

Вопрос: Тото?
Тото Вольфф: Практически нечего добавить к тому, что сказал Кристиан. Это была конструктивная встреча, касающаяся правил на 2017 год. Мы все согласились, что хотим видеть более быстрые машины, что результаты на круге должны улучшиться на пять секунд, что от гонщика должно зависеть больше – возможно, нам следует избавиться от электронного контроля старта и вернуться к сцеплению традиционной конструкции. Возвращение дозаправок также обсуждалось, есть несколько вариантов. Все участники согласились, что перемены нужны, и это хорошо.

Вопрос: Роберт?
Роберт Фернли: Видимо, я присутствовал на какой-то другой встрече, поскольку не считаю, что она прошла конструктивно – за восемнадцать месяцев мы так и не согласовали ни одну из мер по сокращению расходов, как и вопрос более равномерного распределения доходов, да и силовые установки останутся такими, как сейчас. Да, дискуссия по поводу 2017 года была неплохой, но фундаментальные вещи остались нетронутыми.

Вопрос: Пол?
Пол Хембри: Пара предложений касалась шин. Одно заключалось в том, что команды смогут самостоятельно выбирать составы – мы работаем с Чарли Уайтингом и FIA над решением, которое будет отвечать заявленным требованиям, обеспечит должный уровень безопасности и добавит интереса болельщикам. Процесс только начался, но он развивается весьма позитивно. Второе предложение касается увеличения ширины шин – не знаю, будем ли мы к тому моменту поставщиками чемпионата, но идея неплохая.

Вопрос: Франц?
Франц Тост: Я не участвовал во встрече и потому не могу судить о её содержании. Не хватает дискуссии о том, как снизить расходы и повысить зрелищность за счет нетехнических мер, но правила сейчас в стадии обсуждения – посмотрим, каким будет результат.

Вопрос: Сирил, а вы что скажете о перспективах на 2017-й год?
Сирил Абитебул: До 2017 года еще далеко, но мы к нему еще вернемся. Встреча прошла интересно, но Формула 1 – очень сложная сущность, потому крайне непросто договориться насчет конкретного комплекса мер, направленных на решение текущих проблем. В какой-то мере все сошлись во мнении, что нужно делать, и каким должен быть чемпионат в будущем – хорошо, что команды имеют единое видение. Осталось понять, как к этому прийти.

Вопрос: Уверен, мы еще коснемся этой темы, но перейдем к индивидуальным вопросам. Франц, сегодня свободным заездам помешала погода, но в первой сессии и в самом начале второй оба ваших гонщика довольно быстро набрали скорость, а Макс Ферстаппен показал второй результат. Вы впечатлены такой работой?
Франц Тост: Думаю, у нас есть всё необходимое для вывода обеих машин в финал квалификации и финиша в призовой десятке. Машина конкурентоспособна, гонщики выступают неплохо, команда прогрессирует – не вижу причин, по которым мы не должны заработать очки.

Вопрос: В Испании машина действительно поехала лучше. Она стала более стабильной? Кажется, именно этого вам не хватало в прошлом году…
Франц Тост: Да, машина едет стабильнее и лучше слушается руля на торможении и при разгоне. Ей легче управлять, чем в предыдущие годы – следовательно, у гонщиков больше возможностей выжать из нее максимум без риска совершить ошибку.

Вопрос: Пол, сегодня у команд не было возможности опробовать шины SuperSoft, хотя этот состав будет использоваться в ближайших гонках. Огорчены ли вы этим фактом, и как, по-вашему, будут складываться события по ходу уикенда?
Пол Хембри: Пожалуй, в командах люди огорчены больше. Единственное, что нам удалось понять, это то, что смена асфальта практически не повлияла на характеристики трассы. Нагрузка на резину здесь невелика, так что мы не ждем каких-то проблем.

Вопрос: Вернемся к недавней встрече. Одним из предложений была возможность команд выбирать составы на конкретную гонку. Что вы об этом думаете, и как оцениваете планы сделать машины на пять секунд быстрее?
Пол Хембри: Как я уже говорил, мы приняли к сведению это предложение и вместе с FIA пытаемся найти решение, которое не только будет отвечать требованиям команд, но и обеспечит должный уровень безопасности. Судя по первым обсуждениям, мы на верном пути.
Сделать машины более быстрыми? Вопрос в том, за счет чего, и более широкие шины этому бы способствовали. С точки зрения производителя хотелось бы понять, как с этими шинами работать – количество тестов сведено к минимуму, и если облик машин изменится кардинально, нам не хотелось бы уже в феврале на тестах в Хересе выяснять, работает наше решение, или нет. С теорией здесь полный порядок, нужно подумать о практике.

Вопрос: Роберт, вы один из тех, кто выступал за свободный выбор составов. Чем вам нравится такая концепция?
Роберт Фернли: Тем, что решение будут принимать команды – это обеспечит разнообразие стратегий. Приятно, что в Pirelli поддержали идею и готовы разработать решение, которое и обеспечит безопасность, и предоставит участникам свободу выбора.

Вопрос: Как обстоят дела с подготовкой обновлённой машины? Когда она будет представлена, и какого прогресса можно ожидать?
Роберт Фернли: Из бесед с инженерами я понял, что они рассчитывают на серьезный прогресс. Надеюсь, мы всё же увидим новинку в Австрии – хотелось бы верить, что команда сможет вывести ее на гонку, но более вероятно, что мы будем работать с ней на тестах.

Вопрос: Сирил, на встрече Стратегической группы не было разрешено использовать пятую силовую установку за сезон. Что скажете?
Сирил Абитебул: Я с сожалением воспринял эту новость, поскольку изменение правил позволило бы несколько выправить ситуацию для двух наших клиентских команд, учитывая проблемы с надежностью с начала сезона. Мы знаем регламент, в нем говорится о четырех силовых установках на сезон, и мы должны следовать этому правилу.
Единственное, что хотелось бы добавить – я не считаю, что штраф за использование дополнительного мотора так уж велик. Понимаю возможное огорчение команд, но потеря десяти мест на старте – вероятно, мне не следует давать такие комментарии, поскольку FIA может ужесточить штраф – на трассе, где можно обгонять, если у вас достаточно мощности и верные настройки... Как правило, гонщику на машине, обладающей подобными характеристиками, удается отыграться по ходу дистанции. Повторюсь, мне досадно за наших клиентов, но не думаю, что штраф сильно повлияет на ситуацию в чемпионате.

Вопрос: Этап в Монако всегда был значимым для Renault. В какой форме французские мотористы в этот уикенд?
Сирил Абитебул: Нам хотелось бы без проблем провести уик-энд. Не скажу, что у нас больше мощности – это было бы заблуждением. Просто сейчас нам хочется взять под контроль ситуацию с надежностью – с этим у нас проблемы с начала сезона, а потом вернуться к работе над мощностью.

Вопрос: Тото, в Испании Нико Росберг выиграл гонку, здесь Льюис Хэмилтон заявил, что хочет завоевать поул и победу после двух прошлых лет, когда он уступал в Монако напарнику. Как выглядит это соперничество изнутри?
Тото Вольфф: Соперничество на трассе всегда было жестким – мы могли видеть это и в четверг, когда Льюис и Нико агрессивно атаковали с первых минут тренировки. Команде это только на пользу, поскольку такая конкуренция подстегивает и обоих гонщиков, и весь коллектив, так что для четверга мы можем быть вполне довольны ситуацией.

Вопрос: Одной из новостей этого уикенда стало сообщение о продлении контракта между Mercedes и Льюисом Хэмилтоном. Почему вы решили объявить о том, что соглашение рассчитано на три года, и соответствует ли действительности циркулирующая среди журналистов информация о стоимости контракта?
Тото Вольфф: Вы знаете, что обсуждение условий контракта продолжалось в течение длительного времени. Основные пункты были определены пару недель назад, и мы посчитали, что нам следует объявить о том, что соглашение рассчитано на три года, и тем самым подчеркнуть важность долгосрочных отношений для команды. Что касается стоимости, я не могу комментировать этот аспект, но многое из того, что вы могли слышать, не соответствует действительности.

Вопрос: Кристиан, примите поздравления со свадьбой! Даниэль Риккардо сказал, что в Монако Red Bull Racing может добиться своего лучшего результата в сезоне. Вы разделяете его оптимизм?
Кристиан Хорнер: Спасибо за поздравления, технически я разделяю свой медовый месяц со всеми вами! Даниэль в Монако всегда выступал превосходно. Да, характеристики силовой установки здесь играют меньшую роль, чем на других трассах, и если, как заметил Сирил, у нас получится без проблем провести уик-энд… Собственно, уже сегодня на тренировках оба гонщика выглядели очень неплохо.

Вопрос: Доктор Хельмут Марко недавно подверг прессингу Даниила Квята. Как вы оцениваете результаты россиянина, и что, по-вашему, ему необходимо сделать?
Кристиан Хорнер: Комментарии Хельмута... Я вернусь к ним буквально через минуту. Хельмут всегда говорит о вещах прямо, а у Даниила сезон складывается очень непросто. На его стороне боксов дела идут по-разному: иногда гонки удаются, а иногда случаются проблемы. Но он молод, он постоянно прогрессирует, мы видим в нем большой потенциал – вы сами могли наблюдать его проявление сегодня во второй сессии по ходу финальной попытки на мокрой трассе. Даниил еще наберется опыта.
Ну а Хельмут имеет привычку говорить обо всем прямо. Мне вспоминается ситуация в бытность Марка Уэббера в Red Bull Racing. В 2010-м году после этапа в Монако мы отправились в Турцию, где Марк и Себастьян столкнулись друг с другом. Марку и Хельмуту нечасто доводилось беседовать между собой с глазу на глаз, но мы собрались у меня в офисе, представился такой шанс, и я сказал Марку: "Расскажи обо всем Хельмуту и обсуди с ним имеющиеся проблемы". А еще до встречи я намекнул Хельмуту: "Вне зависимости от того, что скажет Марк, всегда с ним соглашайся".
В итоге Марк прошелся по всем проблемам, сказал Хельмуту, что в нем его раздражает, но Хельмут принял это к сведению и ответил: "Согласен, хорошо". А потом добавил: "В любом случае, следующий этап в Валенсии крайне важен для команды, а лично ты на той трассе всегда выступал из рук вон плохо!". К счастью, Марк понял шутку, но эта ситуация очень хорошо характеризует свойственную Хельмуту прямоту.

Вопросы с мест

Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос для господина Тоста, господина Вольффа и господина Хорнера. Как бы вы оценили второй результат Макса Ферстаппена, показанный им в утренней сессии, хотя он ранее никогда не выступал в Монако?
Кристиан Хорнер: Для парня, который в силу возраста пока не может взять машину напрокат, это впечатляющее достижение. Семнадцать лет... В этом году гонщики Toro Rosso выступают здорово, и это одна из позитивных историй в современной Формуле 1: два новичка, которым Red Bull дал шанс проявить себя. Они заслужили этот шанс и своими результатами доказывают, что молодежная программа компании работает.

Вопрос: Тото, Mercedes соперничала с Red Bull Racing за право пригласить Ферстаппена. Вы сожалеете, что уступили в той борьбе?
Тото Вольфф: Нет, было очевидно, что Ферстаппену сделали предложение, от которого он вряд ли откажется. Вы сами видите, что с хорошей машиной и конкурентоспособным напарником гонщики способны подгонять друг друга, а мы говорим о лучших новичках чемпионата. Для Макса второй результат в тренировке на трассе, где ему не доводилось выступать, да еще в непростых условиях – отличное достижение, но я бы не стал недооценивать и конкурентоспособность Карлоса Сайнса. Если у вас есть два одинаково быстрых гонщика, они подгоняют друг друга, и соперничество развивается конструктивно – пожалуй, Франц может сказать об этом больше.

Вопрос: Франц, желаете что-то добавить?
Франц Тост: Всем известно, что Макс очень талантливый гонщик, потому в Red Bull взяли его в молодежную программу и привели в Toro Rosso. Я был поистине впечатлен тем, как он добился своего отменного результата в сегодняшней первой сессии: утром он круг за кругом улучшал время, не допуская ни единой ошибки. Его способность контролировать машину и оценивать ее поведение феноменальна, я рад, что он выступает в нашей команде, и убежден, что он еще не раз проявит себя – хочется верить, в квалификации и гонке. С ним мы наверняка добьемся неплохих результатов, и я не удивлюсь, если по прошествии времени увижу его в пятерке быстрейших гонщиков.

Вопрос: (Пьер Ван Влие) Сирил, к какому сроку в Renault должны определиться по поводу перспектив участия в Формуле 1? Насколько мне известно, действующий контракт рассчитан до конца 2016-го...
Сирил Абитебул: Да, у нас есть обязательства перед этими двумя джентльменами (показывает на Хорнера и Тоста) до 31 декабря 2016, но крайней даты для принятия решения нет, как нет и спешки. Сейчас ключевая задача – взять под контроль ситуацию с надежностью и мощностью силовой установки. Как только это будет сделано, можно будет сосредоточиться на долгосрочных вопросах.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, я хотел бы вернуться к озвученному вами и Тото тезису, что вы не вправе обсуждать совещание Стратегической группы. В 21 веке спорт с 500-миллионной зрительской аудиторией живет с уровнем секретности под стать масонскому обществу 15 века. Разве в этом путь развития?
Кристиан Хорнер: Ты масон?

Тото Вольфф: Кто такие масоны?

Кристиан Хорнер: Я не могу рассказать тебе.

Тото Вольфф: Знаете, всё, что обсуждается в рамках Стратегической группы, спустя какие-то десять минут становится достоянием общественности. Иногда нам просто нужно собраться с мыслями и всё обсудить – да, не всегда придерживаются единого мнения, но за счет этого и развивается спорт.
Правда, какое бы решение мы ни обсуждали, оно преподносится как ошибочное. Мы говорим о намерении сделать машины на 5-6 секунд быстрее, ввести более широкие шины, вернуть дозаправки, но единственное, что я увидел в прессе – это то, что дозаправки не нужны, хотя еще вчера в этом же самом зале гонщикам был задан вопрос о целесообразности возвращения дозаправок, и они все поддержали эту идею.
Нужно перестать принижать спорт, потому одно из правил, принятых группой – Роберт недавно присоединился к нам, потому я хотел бы заострить внимание – звучит так: мы не должны говорить о Формуле 1 в негативном ключе. Нужно акцентировать внимание на позитивных факторах, на привлекательности спорта и пытаться сделать его лучше, пусть эта задача очень непростая.

Вопрос: Роберт?
Роберт Фернли: В какой-то степени я согласен с Тото, но не считаю, что формат Стратегической группы отвечает целям, нам нужна система с четкой программой действий, способная приносить результаты. Группа существует почти два года, а эффект практически нулевой – во времена, когда у руля были Макс Мосли и Берни Экклстоун, такого не было, мы четко понимали, в каком направлении движется спорт. Не думаю, что команды должны определять путь развития всей Формулы 1: командам кто-то должен говорить, в каком направлении будет развиваться чемпионат.