Топ-5 советских кинолент, которые должен посмотреть каждый
Мало кто знает, что советский кинематограф был эталонным примером для западного кинопроизводства. Многие картины номинировались на самые престижные мировые премии. А советские режиссеры летали в Америку ради дружеских посиделок с западными коллегами. В этой статье мы решили собрать подборку из пяти лучших фильмов, которые обязан посмотреть каждый.
1. «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов, 1979)
Фильм рассказывает о трех подругах, живущих в рабочем общежитии Москвы пятидесятых годов. Они так же, как и многие представители того времени, переехали в столицу в поисках счастья. Вот только жизненные пути подруг совершенно разные. Кто-то сразу находит свою любовь и выходит замуж, а кто-то вынужден проводить бессонные ночи за подготовкой к поступлению в университет, воспитывая при этом маленькую дочь. Так, Екатерина на протяжение фильма превращаются из наивной провинциалки, работающей на заводе, в директора этого предприятия. Вот только в любви ей так и не везет. Но в один прекрасный день в электричке она встречает Гогу, призванного изменить всю ее жизнь.
Лента взяла «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке».
2. «Летят журавли» (реж. Михаил Калатозов, 1957)
Рассказ о жизнях людей, мирное существование которых прервала война. Фильм интересен тем, что, поднимая такую популярную в отечественном послевоенном кинематографе тему, он рассказывает о ней лишь в контексте. В ленте всего одна сцена, напрямую связанная с военными действиями, весь остальной сюжет разворачивается вокруг близких людей главного героя, ушедшего на фронт.
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.
3. «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (реж. Леонид Гайдай, 1966)
Жанр фильма определяется историками и теоретиками кино как эксцентрическая комедия, в которой важными структурами элементами нарратива являются всевозможные гэги и трюки (дань уважения Чарли Чаплину, Бастеру Китону и Гарольду Ллойду). Хоть картина и носит развлекательный характер, визуал фильма - это все-таки дань уважения зарубежным режиссерам, ставших легендами мирового кинематографа. Каким образом это проявляется в визуальной составляющей фильма? Про трюки уже было сказано чуть выше, теперь же стоит поговорить об аналоговых спецэффектах. Спецэффекты — технология такая же старая, как и сам кинематограф. Со времён первых немых короткометражек именно они помогают воплощать в жизнь самые невероятные фантазии режиссёров и делать кино реалистичным. Техническая ограниченность всегда заставляла режиссеров придумывать и создавать что-то буквально своими руками, чтобы их творческая задумка могла воплотиться в том виде, в котором она рождена в голове творца. Так Жорж Мельес создает свои шедевры, одним из которых является короткометражный фильм «Путешествие на Луну». В своем фильме Гайдай тоже прибегает к нескольким хитростям, помогающим вызвать смех у зрителя. Например, в сцене, где герой Юрия Никулина чешет себе пятку, просунув руку под одеялом. У него словно рука растягивается как в американских фильмах про супергероев. На самом же деле под одеялом сидел карлик, который в нужный режиссеру момент протягивал свою руку и чесал ногу Никулина. Если раньше подобные эффекты создавалась из-за малой технической оснащенности, то теперь режиссеры прибегают к подобным приемам для того, чтобы создать саму эстетику и атмосферу «сделанного на коленке». Такой пример можно найти в фильме Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Нелепость подобного рода спецэффектов в этом фильме позволяет отвлечься от меланхолии истории, которую рассказывает нам автор. Продолжая разговор о «Кавказской пленнице» как о фильме с отсылками на другие шедевры кинематографа, нельзя не упомянуть о предпоследней сцене фильма, когда Нина приходит «мстить» обидчику. Сцена намеренно выполнена в жанре триллер/хоррор/слэшер. Атмосфера, эстетика и композиция кадра и всей сцены в целом напомнили мне стиль Альфреда Хичкока. А залетевший через окно ворон так вообще кричит о намеренной отсылке Гайдая на великого американского режиссера, который за три года до выхода известного фильма выпускает свой первый цветной фильм «Птицы», по сюжету в котором вороны становятся причиной городских бед и человеческих жертв. «Кавказская пленница» - многожанровая комедия, в которой зритель найдет и элементы мюзикла (в фильме поют несколько раз, но это даже не выглядит странно, так как песни аккуратно вплетены в нить основного повествования, это вам не голливудский мюзикл, в котором без причины поет каждый прохожий), нуара (последняя сцена - роковая женщина), хоррора и, конечно же, мелодрамы.
4. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (реж. Эльдар Рязанов, 1975)
Всеми любимый новогодних фильм, просмотр которого является традицией для каждой семьи в нашей стране. Эта история о том, как традиционный поход с друзьями в баню под Новый год может обернуться совершенно иными обстоятельствами. Именно так главный герой, Женя Лукашин, случайно оказывается там, где его совсем не ждали, и нарушает привычное течение жизни окружающих его людей.
5. «Курьер» (реж. Карен Шахназаров, 1986)
Окончивший школу, но не поступивший в университет Иван, в ожидании призыва в армию, устраивается курьером в научный журнал. Однажды ему поручают доставить ценные документы профессору Кузнецову, в доме которого юноша знакомится с Екатериной, профессорской дочкой. Между молодыми людьми тут же вспыхивают чувства, вот только они находятся на разных берегах классового общества.