Жизнь и роли Джонни Деппа, карьерный рост

depp 3

Он отказался от роли в «Скорости», которая сделала звездой Киану Ривза, отклонил предложение сыграть Лестата в фильме «Интервью с вампиром» и не стал сниматься в «Дракуле» Брема Стокера (эти роли с успехом сыграли Том Круз и Гэри Олдмен). Он отверг предложения режиссеров мистических «Легенд осени» и «Тельмы и Луизы» (эти роли достались Брэду Питту). Не привлекли его роли Робина Гуда и Чарли Чаплина, которые с успехом сыграли Кевин Костнер и Роберт Дауни-младший.


Все это время Джонни укреплял свою репутацию в Голливуде, блестяще играя «потерянных», «лишних людей». Такими людьми были удивительный, одинокий герой фильма «Эдвард руки-ножницы» и независимый трансвестит, режиссер Эд Вуд, создатель картины «План 9 из открытого космоса». Когда-то Джонни говорил, что никогда не хотел быть «мальчиком из блокбастера». Не удивительно ли, что сегодня он делает самые большие сборы в Голливуде и при этом делает лишь то, что делал и всегда – играет те роли, которые ему интересны. Примечательно, что первую номинацию на «Оскара» принесла ему роль плутоватого пирата-джентльмена из эпопеи Джерри Брукхаймера «Пираты Карибского моря». На красной ковровой дорожке у кинотеатра «Кодак» перед 76-й церемонией присуждения премий Киноакадемии Джонни Депп сказал Крису Коннелли: «Эта лошадь другой масти».
Джонни говорил, что никогда не хотел быть «мальчиком из блокбастера».
Джонни Депп вырос в маленьком городке Оуэнсборо, штат Кентукки, в семье «синих воротничков». Его отец был инженером, а мать – домохозяйкой. В детстве Джонни проводил все свободное время у любимого дедушки, который умер, когда мальчику исполнилось семь лет. В том же году семья Джонни переехала во Флориду, где его отец стал руководителем общественных работ в приморском городке Мирамар. Смерть любимого деда, переезд в другой город, потеря единственного постоянного дома (впоследствии семья Деппов сменила десяток домов) – все это превратило Джонни в угрюмого и безразличного ко всему старшеклассника.


После развода родителей (Джонни тогда исполнилось 15) положение еще больше усугубилось. Трудный подросток начал смело экспериментировать с наркотиками и вскоре вылетел из школы. Удивительно, но новый путь Джонни нашел с помощью дяди, ортодоксального священника. Увидев, как его братья и сестры исполняют религиозные гимны в церкви дяди, Джонни увлекся электрогитарой. За 25 долларов мать купила ему подержанный инструмент, он научился играть и очень скоро стал ведущим гитаристом местной любительской рок-группы.
Вдохновленный, Джонни решил сделать карьеру рок-музыканта. Он стал членом группы Flame и, хотя все еще считался подростком, начал зарабатывать двадцать пять долларов за каждое выступление во флоридских ночных клубах. Вследствие своего возраста ему разрешалось входить в клубы только через задний ход и оставаться там только на время выступления.
Джонни Депп вырос в маленьком городке Оуэнсборо, штат Кентукки, в семье «синих воротничков». Его отец был инженером, а мать – домохозяйкой.
Вскоре группа взяла себе новое название, The Kids, и отправилась в турне. Музыканты выступали на разогреве перед концертами панк-рокера Игги Попа. Через два года группа, а вместе с ней и Джонни, перебралась в Лос-Анджелес, где оказалось, что клубный мир уже до отказа забит молодежными группами, и чтобы остаться на плаву, ребятам пришлось браться за любую работу. В Лос-Анджелесе Джонни предлагал по телефону купить всякие ненужные вещи (занимался телефонным маркетингом. – Прим. ред.) – этот опыт он считает первым знакомством с актерской профессией, по его словам, это было даже забавно.


В итоге без работы и денег The Kids распалась.
В это же время Джонни познакомился и даже успел жениться на гримерше Лори Эллисон, которая в свою очередь свела его с актером Николасом Кейджем. Вид заядлого рокера настолько поразил Кейджа, что тот устроил Джонни собеседование со своим агентом.
Благодаря этой встрече Джонни получил свою первую роль в кино. Он сыграл одного из героев фильма Уэса Крэйвена «Кошмар на улице Вязов». «Это было потрясающе, – говорит Джонни. – Уэс Крэйвен и помреж Аннетта Бенсон дали роль абсолютному новичку! Я был потрясен! Я представления не имел об актерской игре. Я ничего не знал об освещении, метках, камере, кадрах. Я был полным профаном».
Следующую роль Джонни Депп сыграл в эротическом молодежном фильме «Частный курорт». Рядом с ней его роль в «Кошмаре» может показаться великим актерским достижением. Новых предложений не поступало, и начинающий актер отправился на студию Los Angeles Loft Studios, чтобы поучиться у профессионалов.
Впервые на широких экранах Депп появился в фильме «Кошмар на улице Вязов». Он сыграл подростка Глена Ланца.
Впрочем, несмотря на подобные сомнительные успехи и отсутствие образования, Джонни все же удалось получить маленькую роль в оскароносном фильме Оливера Стоуна «Взвод». После этого его актерская судьба стала складываться более удачно. Джонни получил несколько ролей на телевидении, а в свободное время играл в новой группе Rock City Angels.
Первое предложение сыграть роль детектива Томми Хэнсона в сериале «Джамп-стрит, 21» Джонни получил вскоре после завершения съемок во «Взводе». Но тогда ему не хотелось тратить время на незначительные работы, и он даже отказался читать сценарий. Продюсеры взяли другого актера, но по каким-то обстоятельствам им все же пришлось снова обратиться к Джонни.
Агент Джонни все же сумела убедить своего упрямого клиента согласиться на роль. Она сказала, что из сериала можно вылететь после первого же сезона, и тогда появится возможность заняться чем-то более интересным. К сожалению Джонни, этого не произошло. Сериал оказался настоящим хитом, а он сам – самым популярным актером из всей съемочной группы. Хэнсона он играл в течение трех сезонов. Хотя сериал ему не нравился, Джонни быстро понял, что, «если хочешь идти этим путем, быстро сделать карьеру, получить кучу денег, хорошие рецензии и всякое такое, то это можно сделать. Это вполне реально, а потом уже можно пытаться делать то, что тебе действительно хочется, и строить серьезную актерскую карьеру. Я поклялся, что, закончив работу в сериале, буду делать только то, что захочу. Я хотел иметь интересную работу, которая меня увлекала бы».
Решив во что бы то ни стало избавиться от образа мальчишки-подростка, Джонни спародировал себя самого в первом же фильме, в котором сыграл после завершения работы над сериалом. Он получил роль в безжалостно-сатирической картине экстравагантного режиссера Джона Уотерса «Плакса».
Деппу удалось получить роль в оскароносном фильме Оливера Стоуна «Взвод».
С того времени Джонни Депп был весьма разборчив в выборе ролей, в его жизни все же случались события довольно неприглядные. В 1993 году от передозировки наркотиков в Лос-Анджелесе в ночном клубе Джонни умер актер Ривер Феникс. Из-за этого трагического происшествия Джонни и его партнеры оказались под пристальным вниманием желтой прессы.
Джонни жил в отелях, и в 1994 году он снова оказался на первых страницах таблоидов в результате инцидента с испорченной мебелью в президентском сьюте в нью-йоркского отеля «Марк». Впрочем, все обвинения против него были сняты, когда он согласился выплатить более двух тысяч долларов в возмещение ущерба.
Еще одним черным пятном на его репутации стал разрыв трехлетней помолвки с партнершей по фильму «Эдвард руки-ножницы» Вайноной Райдер, из-за чего Джонни даже пришлось свести татуировку «Вайнона навсегда».
Но, пожалуй, самый неприятный инцидент произошел в 1999 году. Когда я собирался писать первое издание этой книги, Джонни арестовали за то, что он с палкой гонялся по лондонскому Мэйфейру за фотографами-папарацци. Судя по всему, сотрудничать со мной в работе над собственной биографией актер не собирался.


С тех пор многое произошло. Самым неприятным были его довольно странные высказывания в интервью немецкому журналу, когда он в разгар американского вторжения в Ирак сказал, что Америка ведет себя, «как глупый щенок».
Разрыв с Вайноной Райдер повлиял на репутацию актера.
Несмотря на постоянные проблемы в личной жизни, Джонни превосходно сыграл в фильмах «Что гложет Гилберта Грейпа?» и «Бенни и Джун». Он потрясающе перевоплотился в агента ФБР под прикрытием в картине «Донни Браско», где его партнером был Аль Пачино. Джонни Депп сыграл роль своего приятеля Хантера С. Томпсона в псевдобиографическом фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а затем констебля Крейна в «Сонной лощине». Эти фильмы окончательно закрепили его репутацию одного из самых одаренных актеров своего поколения.
Джонни не чужда была романтика знаменитости – он разорвал помолвки с актрисами Шерилин Фенн и Дженнифер Грэй, не говоря уже о неудачном романе с Вайноной. Какое-то время он был вместе со сверхзнаменитой моделью Кейт Мосс – впервые они встретились в стильном кафе «Табак» в Нью-Йорке в 1994 году. Сегодня он живет гражданским браком с французской актрисой и певицей Ванессой Паради, у которой от него уже двое детей. Супруги живут на роскошной вилле на юге Франции.
Возможно, из-за фиаско с Вайноной Джонни не спешит украсить себя татуировкой «Ванесса». На левой руке у него красуется татуировка «Бетти Сью» в честь матери, а на правой – профиль вождя индейского племени, дань уважения своим индейским предкам.
В 1996 году Джонни Депп приобрел роскошный особняк в Голливуд-Хиллс, хозяином которого некогда был знаменитый исполнитель роли Дракулы Бела Лугоши. Этот особняк принадлежит актеру и поныне – он живет в нем, когда приезжает в Лос-Анджелес. Здесь хранится его коллекция насекомых, редкие книги и ружья.
Работы Деппа в таких фильмах, как «Что гложет Гилберта Грейпа?», «Бенни и Джун», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», показали, что Джонни – один из самых одаренных актеров своего поколения.
Джонни Депп всегда на шаг опережает киноиндустрию. Одним из самых удивительных его успехов стала роль американского кокаинового барона Джорджа Юнга в биографическом фильме «Кокаин». Не меньшую славу принесла ему роль прозорливого детектива, выслеживающего Джека Потрошителя, в картине «Из ада». Семнадцать минут экранного времени выпали на его долю в фильме «Шоколад», где его партнершей стала Жюльетт Бинош. А в картине «Однажды в Мексике» он сыграл коррумпированного агента ЦРУ.
Потом актер погрузился в атмосферу Англии XVII века – он сыграл графа Рочестера в «Распутнике». Затем произошло знакомство с Тимом Бертоном – Джонни Депп в четвертый и пятый раз участвовал в картинах этого режиссера: сначала в новой экранизации классической сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», а затем в мультипликационном шедевре «Труп невесты». Далее была знаменитая роль капитана Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря». После третьего фильма Джонни Депп сыграл главную роль в картине Тима Бертона «Суини Тодд» и Безумного Шляпника в «Алисе в Стране чудес» (еще одна работа того же режиссера). В 2009 году Джонни исполнил роль Джона Диллинджера в «Джонни Д». В 2011 году мы должны увидеть его в последнем фильме индийского режиссера Миры Наир «Шантарам» – об этой роли он давно мечтал. Ходят слухи о том, что он будет сниматься в картине «Ромовый дневник» (The Rum Diary), где во второй раз сыграет своего приятеля Хантера С. Томпсона – это будет экранизация первого романа известного журналиста.
По слухам, российская премьера фильма «Ромовый дневник» по одноименному роману Хантера С. Томпсона, в котором Депп сыграет роль главного героя – журналиста Пола Кэмпа, состоится в октябре 2011 года.
Не так давно, незадолго до того, как в блестящем исполнении Джонни Деппа мы увидели печально известного преступника Джона Диллинджера, американская журналистка Джоанна Шнеллер заметила, что Голливуд, «по-видимому, хочет, чтобы Джонни чаще снимался в фильмах мейнстрима, эксплуатировал свою внешность и играл более приемлемых героев, но он никогда на подобное не согласится». После того, как актер только что снялся в фильме «Турист» с Анджелиной Джоли и учитывая немало блокбастеров, которые уже есть за его плечами и которые его еще только ждут, подобное пророчество кажется сомнительным. Шнеллер заключает: «…в Голливуде немало людей, которые считают, что Джонни Депп – это касса, и это смешно, потому что Джонни в любой момент может отказаться от фильма, сулящего колоссальные прибыли, и сознательно двинуться в совершенно ином направлении».
И это прекрасная черта для человека, который работает в сфере, активно подавляющей подобные проявления индивидуальности. Но, по-видимому, в этом и кроется секрет его успеха. Джонни Депп давно доказал, что может подняться над прибылью и сборами своих фильмов. И для этого ему не нужна звезда на голливудской Аллее славы, хотя она у него и есть (любопытно, что его звезда находится совсем рядом со звездой Вайноны), поскольку Джонни Депп – настоящая знаменитость.

 Во-первых, надо сказать, что Джонни – настоящий пират в реальной жизни. Он никогда еще не играл героя, который был бы настолько близок его подлинному «я». Но он пошел на большой риск, изобразив своего героя настолько нетривиальным. Если бы в мире действительно существовали пираты-геи, это было бы очень забавно!
Джон Уотерс
За полгода до выхода радиопрограммы о Джеймсе Дине Джонни с головой ушел в работу в кино. Он создавал самый популярный свой образ – образ капитана Джека Воробья. Проект оказался настолько удачным, что сразу были запущены второй и третий фильмы, которые должны были выходить так же, как и фильмы эпопеи «Властелин колец». Через год после выхода первого фильма, летом 2006 года, на экранах должен был появиться второй фильм, «Сундук мертвеца», а годом позже – третий, «На краю света».
За полгода до выхода радиопрограммы о Джеймсе Дине Джонни с головой ушел в работу в кино. Он создавал самый популярный свой образ – образ капитана Джека Воробья.
Судя по синопсису, который появился в Интернете, когда третий и последний фильм еще монтировался, в картине «На краю света» Уилл Тернер и Элизабет Суонн объединяются с капитаном Барбоссой, чтобы освободить капитана Джека из ловушки Дэви Джонса. Призрачный корабль «Летучий голландец» и сам Дэви Джонс оказываются под контролем Ост-Индской торговой компании и сеют ужас на всех семи морях. Героям фильма предстоит пережить измену, предательство, морские бури и найти дорогу в экзотический Сингапур, где их поджидает хитрый китайский пират Сяо Фэнь. Заглянув за край света, каждому придется выбрать сторону в титанической последней битве, в которой на кону стоят не только их жизни и богатство, но и все будущее свободного пиратского мира.
Как и следовало ожидать, развитие сюжета пошло по линии, открывшейся в конце «Сундука мертвеца». Капитан Джек Воробей не уплатил кровный долг легендарному правителю морей Дэви Джонсу, капитану призрачного «Летучего голландца», с которым ни один обычный корабль не может состязаться в скорости. И сколько бы хитроумных путей уклонения от уплаты долга ни находил Джек, он оказался обреченным на вечное проклятие в загробной ловушке Джонса.
Кроме того, проблемы Джека нарушают матримониальные планы Орландо Блума и Киры Найтли, которые снова исполнили роли Уилла Тернера и Элизабет Суонн. Они вынуждены присоединиться к Джеку в его борьбе с морскими монстрами, недружелюбными островитянами и жизнерадостными пиратами с «Летучего голландца». В этом фильме таинственным образом появляется давно пропавший отец Уилла, Билл «Прихлоп» Тернер.
«Пираты Карибского моря» – один из самых захватывающих и зрелищных фильмов последнего времени. Причина его популярности, разумеется, Джонни Депп. Его Джек Воробей неподражаем.
Еще одним новым персонажем стал лорд Катлер Беккет из Ост-Индской торговой компании, который мечтает найти сказочный «сундук мертвеца». По легенде, тот, кто им владеет, может контролировать Дэви Джонса. Как только сундук оказывается в руках Беккета, он тут же пытается использовать его, чтобы уничтожить всех пиратов Карибского моря раз и навсегда.
Если этот фильм и можно за что-то критиковать, то лишь за количество времени, потраченного на реализацию всех элементов сюжета, в результате чего картину многие считают слишком затянутой. Из-за этого сюжет кажется более сложным, чем на самом деле. «Но когда все становится ясно, – писал один критик, – фильм дает зрителю все то, что сделало столь популярной первую картину».
Так это или нет, но критика из Rolling Stone Питера Трэверса это не волновало. Он стал одним из многих, кто был в восторге от всего проекта, с начала и до конца. «Самое главное, – писал он, – это зрительский успех всех трех фильмов. Сильнейшее впечатление на критика произвел дьявольский Дэви Джонс, покрытый щупальцами капитан „Летучего голландца“, готовый скупать души своих пленников. Дэви и его бессмертный экипаж так давно живут под водой, что и сами стали напоминать морских монстров. Уж не знаю, как компьютерные волшебники сотворили эти визуальные чудеса – достаточно вспомнить хотя бы кракена, гигантского морского монстра, который утаскивает в ловушку Джонса целые корабли. А каков сам Дэви Джонс, безжалостный капитан „рыбьих морд“, в исполнении Билла Найи! Со своими скользкими щупальцами, извивающимися вокруг лица, Найи перещеголял любого кинозлодея этого лета. С того момента, когда Дисней убил мать Бемби (и Нем тоже), студия еще не поднималась до таких высот в разделе фильмов, разрешенных для показа зрителям младше 13 лет. Может, дети и намочили штанишки, что ж с того? Это триумфальная победа Деппа, который держит свой пиратский корабль на плаву и заставляет задуматься над бронированием билетов на его третье путешествие».
«Самое главное – это зрительский успех всех трех фильмов», – Питер Трэверс, критик Rolling Stone о «Пиратах Карибского моря».
Многие критики были согласны с Трэверсом. Одним из них стал Баз Беймингбой из Daily Mail: «В этом дорогостоящем попкорне столько замечательного! Поверьте, это лучший попкорн, какой только можно найти этим летом. Это сплошное веселье, очаровательное в своей глупости».
Нев Пирс из ВВС придерживался того же мнения: «Отдать швартовы и поднять паруса! Вас ожидает роскошное развлечение – буйное, смешное и зрелищное».
Стив Роуз из The Guardian был одним из тех, кто считал начало слишком затянутым, но, в конце концов, тоже не удержался от вполне предсказуемой похвалы: «Проходит мучительно много времени, прежде чем все сюжетные линии сплетутся в ковер. Несмотря на все промахи и неудачи, в фильме достаточно изобретательности и энергии, чтобы заставить зрителей ждать продолжения».
До сих пор идут споры о том, смог бы другой актер сделать образ капитана Джека культовым для нового тысячелетия. Оригинальный и невероятно эксцентричный образ был создан исключительно Джонни.
«Сундук мертвеца» вышел на экраны в июле 2006 года и, как и ожидалось, сразу же поставил кассовые рекорды: в день премьеры фильм собрал 55 миллионов долларов, а за первый уик-энд еще 135 миллионов. Как и развлекательный парк Диснея, фильм обращался к тому маленькому пирату, который до сих пор живет в душе каждого из нас и который мечтает о свободе, приключениях и плутовстве. Будет вполне справедливо сказать, что первый и второй фильмы «Пиратов» положили начало совершенно новому кино. Пиратская романтика окрасилась юмором – и все благодаря оригинальному и блестящему персонажу Джонни Деппа, капитану Джеку Воробью. В этой роли зрители увидели Джонни таким, каким никогда не знали его прежде.
До сих пор идут споры о том, смог ли бы другой актер сделать образ капитана Джека культовым для нового тысячелетия.
Оригинальный и невероятно эксцентричный образ был создан исключительно Джонни. Кто бы мог подумать, что этот кривляющийся высокомерный капитан пиратов сомнительных моральных качеств и еще более сомнительной личной гигиены станет экранным антигероем нового века? Популярность нового героя оказалась настолько велика, что поразила самого актера.
Длинные локоны и бородка, заплетенная в косички, множество бусин и безделушек, талисманов и амулетов, золотые и серебряные зубы – капитан Джек, как и весь фильм, пленил зрителей всех возрастов, полов и национальностей. Роль Джека Воробья настолько запомнилась после первого же фильма, что в мае 2006 года журнал Premiere включил ее в список ста самых великих ролей всех времен и народов.
Длинные локоны и бородка, заплетенная в косички, множество бусин и безделушек, талисманов и амулетов, золотые и серебряные зубы – капитан Джек, как и весь фильм, пленил зрителей всех возрастов, полов и национальностей. Роль Джека Воробья настолько запомнилась после первого же фильма, что в мае 2006 года журнал Premiere включил ее в список ста самых великих ролей всех времен и народов.
«Если спросить зрителей, что в первом фильме им понравилось больше всего, – говорит исполнительный продюсер Майк Стенсон, – то все они назовут этого оригинального и неповторимого капитана Джека Воробья. В 500-канальной вселенной, где у человека масса самых разных возможностей для развлечений, зрителям нужно предложить нечто уникальное и необычное. Именно это и сделал Джонни Депп в „Проклятии 'Черной жемчужины'“. Он создал этот образ и абсолютно сжился с ним. Продюсеру Джерри Брукхаймеру и режиссеру Гору Вербински пришлось сделать над собой усилие, чтобы поверить в этого героя после первых дней съемок. Джонни предложил рискнуть, а Джерри и Гор полностью положиться на него».
О том же говорит и Брукхаймер: «Джонни – один из величайших актеров. Это он придумал Джека Воробья в первом фильме, а он не тот человек, который во второй и третьей картине будет почивать на лаврах. Он поднимает своего героя на новые высоты. Никто из нас не смог бы сделать продолжение, если бы Джонни отказался снова сниматься в этой роли. Ему понравилось играть в первой картине, а зрителям понравилось то, что он вернулся».
Сам Джонни заявлял: «Меня до сих пор поражает, как подобный персонаж мог найти дорогу к сердцам зрителей. Я просто потрясен! Я воспользовался возможностью сделать что-то необычное, и у меня было некоторое представление о том, кто он такой и как должен выглядеть. Многие считали меня безумцем. Но я полюбил этого парня – именно это и помогло мне понять его характер. И я попытался сделать капитана Джека одинаково привлекательным и для маленьких детей, и для взрослых интеллектуалов».
«Я полюбил этого парня – именно это и помогло мне понять его характер. И я попытался сделать капитана Джека одинаково привлекательным и для маленьких детей, и для взрослых интеллектуалов», – Джонни Депп.
А вот что думает сценарист Терри Россио: «Одним из архетипов, явно недооцененных американским кинематографом, является шут. Большинство американских фильмов воспевает воинов, которые совершают правильные поступки в нужное время. А Джек – настоящий шут. Самое смешное в нем то, что ему никак не удается сбежать от преследователей, его постоянно ловят, но удержать надолго ни у кого не получается. Джек знает, что нужно выждать подходящий момент, и удача будет на его стороне. И это вселяет в него непоколебимую уверенность в том, что он способен выпутаться практически из любой ситуации».


Тед Эллиотт, соавтор Россио, тоже говорит о шуте: «Джека более всего заботит то, чтобы хорошо провести время. Он всегда преследует собственные интересы. Его поступки влияют на других людей – на смертных, если хотите. Иногда все складывается к лучшему, иногда из-за него у них возникают серьезные проблемы. И мы возвращаемся к вопросу, поднятому еще в первом фильме: Джек Воробей хороший или плохой? Он пират-герой или пират-злодей? А ответ на этот вопрос целиком зависит от вашей точки зрения».
Конечно, работая над первым фильмом, никто и не думал, что будет продолжение, да еще и два. Успех первого фильма поразил всех. Брукхаймер признается: «Мы не ожидали многого от первых "Пиратов". Все вокруг думали, что мы снимаем диснеевский фильм-аттракцион для малышей. Ведь пиратское кино умерло лет сорок назад, и все попытки его оживить заканчивались оглушительными провалами. Но потом на экраны вышло "Проклятие 'Черной жемчужины'". Фильм застал всех врасплох – так и нужно было поступить. Искусство Гора и сценаристов, великолепная игра Джонни, Орландо, Киры и Джеффри поразили воображение зрителей, и фильм имел огромный успех во всем мире».
Брукхаймер и Вербински совместно со студией Walt Disney Pictures решили, что одного продолжения будет недостаточно. С практической и экономической точки зрения было гораздо удобнее одновременно снимать сразу два фильма.
«Все, что мы сделали в первом фильме, получило свое развитие во втором, – продолжает Брукхаймер. – Конечно, мы не собирались менять команду. Гор – блестящий режиссер с великолепным чувством юмора и поразительным визуальным чутьем. Часто визуально ориентированные режиссеры не являются хорошими рассказчиками – они слишком сосредоточиваются на физической стороне фильма. Но Гор одновременно и превосходный рассказчик и замечательный мастер образов».
Фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие "Черной жемчужины"» не только оживил жанр, но еще и пробудил интерес к тому, о чем уже почти забыли. Появились новые книги о морских путешествиях, дети (и взрослые!) стали устраивать пиратские вечеринки и ужины. А стикеры «Я люблю Джека Воробья» украсили собой обложки всех школьных дневников и учебников.
«У нас были очень интересные, нетривиальные герои, которых можно было развивать и дальше. Но не хочется просто идти за персонажами. Не хочется, чтобы они делали одно и то же. В героях первого фильма нам больше всего нравилась неоднозначность, и мы хотели развивать эту тему дальше», – Тед Эллиотт.
Создатели картины получили мировой мандат на продолжение. Брукхай-мер и Вербински совместно со студией Walt Disney Pictures решили, что одного продолжения будет недостаточно. С практической и экономической точки зрения было гораздо удобнее одновременно снимать сразу два фильма, в полной мере используя натурные съемки, декорации и вечно занятых актеров-звезд. Это имело смысл и с творческой точки зрения. Герои, так четко заявленные в первом фильме, отправились в новое путешествие с весьма любопытными перспективами. «Мы надеялись на успех „Проклятия 'Черной жемчужины'“ и решили снять еще два фильма из этой серии, – говорит Брукхаймер. – Когда вы увидите второй и третий фильмы, то поймете, что они неразрывно связаны с первым. Это настоящая трилогия».
«Для подобных проектов нужна прочная основа, – говорит Стенсон. – Нужно не только развлекать зрителей лихим сюжетом, головокружительными погонями и шутками, но, если вам нужно, чтобы зрители захотели увидеть все три картины, то вы должны предложить им некую тематически значимую идею, которую можно будет развивать от фильма к фильму».
С этим согласен и Терри Россио: «В первом фильме мы черпали идеи из диснеевского аттракциона, а вторая и третья картины сюжетно связаны с первой».
«Что нам нравится в пиратах, – говорит Эллиотт, – так это их стремление к свободе. А Ост-Индская компания – это гигантская многонациональная корпорация, символизирующая собой конец личной свободы. Они кроят мир по своему желанию, и многим людям в этом мире не место. Чем больше власти оказывается в их руках, тем меньше места остается для людей вроде Джека Воробья».
О том же говорит и Тед Эллиотт: «У нас были очень интересные, нетривиальные герои, которых можно было развивать и дальше. Но не хочется просто идти за персонажами. Не хочется, чтобы они делали одно и то же. В героях первого фильма нам больше всего нравилась неоднозначность, и мы хотели развивать эту тему дальше. Нам хотелось поставить Джека Воробья в ситуацию, в которой ему придется сделать нечто такое, что поставит его цели вразрез с целями Уилла и Элизабет. Мы хотели развивать наших героев в новом направлении.
Основой первого фильма стала романтическая любовь Уилла и Элизабет. Но теперь нам захотелось чего-то более взрослого и сложного. Что произойдет с Уиллом и Элизабет после романтического финального поцелуя на фоне роскошного заката в конце "Проклятия 'Черной жемчужины'"?»
В «Сундуке мертвеца» получила дальнешее развитие тема поиска сокровищ и морской мифологии – от знаменитой ловушки Дэви Джонса до легендарного кракена, который наводит ужас на моряков еще с XII века. «Вы думаете о море, – говорит Эллиотт, – и вспоминаете множество услышанных когда-то сказочных историй. Но никому еще не приходило в голову вплести эти истории в настоящий пиратский фильм. Поэтому выбор у нас был практически неограниченным. Мы затронули это богатство еще в первом фильме. В одном из диалогов Уилл говорит о готовности отправиться к Дэви Джонсу. В "Сундуке мертвеца" мы решили разобраться, кто же такой Дэви Джонс, и поэтому обратились еще к одной знаменитой морской легенде – легенде о "Летучем голландце", а потом объединили их вместе».
«Мы делали фильм, основанный на диснеевском аттракционе. Мы работали в жанре, который не пользовался популярностью уже более пятидесяти лет. Но у нас был Гор Вербински, обладающий сверхчеловеческим чутьем, и Джонни Депп, который своим Джеком Воробьем сумел перевести фильм в новое фантастическое измерение», – Кира Найтли.


Эллиотт и Россио искусно использовали в «Сундуке мертвеца» мощную экономическую и политическую силу – Ост-Индскую торговую компанию. Как и многое в «Пиратах», историческая реальность стала фоном для веселья и фантазий. Реальная британская Ост-Индская компания была орудием империалистического господства, экономического и политического, с 1600 по 1858 год, когда она распалась. Компания безраздельно правила Индией и запустила свои щупальца в Персидский залив, Юго-Восточную и Восточную Азию. Даже самые щедрые современные историки называют деятельность Ост-Индской компании абсолютно бесчеловечной и основанной исключительно на алчности. «Что нам нравится в пиратах, – говорит Эллиотт, – так это их стремление к свободе. А Ост-Индская компания – это гигантская многонациональная корпорация, символизирующая собой конец личной свободы. Они кроят мир по своему желанию, и многим людям в этом мире не место. Чем больше власти оказывается в их руках, тем меньше места остается для людей вроде Джека Воробья».
Столь же восторженно говорит о своих фильмах Кира Найтли. Хотя и она тоже была удивлена грандиозным успехом первой картины, ей понятно, почему фильм так популярен. «Мы делали фильм, основанный на диснеевском аттракционе. Мы работали в жанре, который не пользовался популярностью уже более пятидесяти лет. Но у нас был Гор Вербински, обладающий сверхчеловеческим чутьем, и Джонни Депп, который своим Джеком Воробьем сумел перевести фильм в новое фантастическое измерение.
Когда Кира Найтли узнала, что ей предстоит целоваться с обоими главными героями фильма, она была просто в восторге. В восторге она и по сей день, к зависти всех своих подруг. «Я целовалась с обоими! Мои подруги вне себя от зависти!» – Кира Найтли.
Самое замечательное в наших фильмах – это развитие героев. Когда мы впервые встречаемся с Элизабет в начале истории, она мечтает выйти замуж за Уилла, но мечты ее разбиваются вдребезги, когда на горизонте появляется лорд Катлер Бекетт. Он хочет стереть пиратов с лица земли и намерен арестовать Уилла за то, что тот стал пиратом, а Элизабет – за то, что она помогла бежать капитану Джеку Воробью. У Элизабет появляется высокая цель. Мне очень понравились нюансы ее отношений с Уиллом и с Джеком Воробьем… Все это переросло в нечто весьма интересное».
Когда Кира Найтли узнала, что ей предстоит целоваться с обоими главными героями фильма, она была просто в восторге. В восторге она и по сей день, к зависти всех своих подруг. «Я целовалась с обоими! Мои подруги вне себя от зависти! Думаю, они все меня ненавидят! Оба оказались настоящими джентльменами. Перед поцелуями они заботились о свежести дыхания, что было очень мило. Это признак настоящего джентльмена… Нет, я не припомню никаких проблем!»
На съемочную площадку вернулись не только Джонни, Кира и Орландо. Появился и Джек Дэвенпорт – исполнитель роли несчастного и разжалованного британского командора Джеймса Норрингтона. Увидели мы и Джонатана Прайса в роли отца Элизабет, губернатора Уэзерби Суонна. Роль моряка Джошами Гиббса снова сыграл Кевин Макналли, а дивную парочку вечно пререкающихся пиратов-философов, закадычных друзей Пинтела и Рагетти, сыграли Ли Аренберг и Маккензи Крук. В роли молчаливого Коттона с болтливым попугаем выступил Дэвид Бейли. Вспомнили и о маленьком, но боевитом Марти, готовом сразиться с противниками, которые втрое его больше. Эту роль снова сыграл Мартин Клебба.
В «Пиратах» участвуют настоящие звезды кинематографа. Еще бы! Герои фильмов настолько колоритны, что отказаться от участия значит допустить большую ошибку.
На роль давно пропавшего отца Уилла, Билла «Прихлопа» Тернера, пригласили Стеллана Скарсгарда, который снимался в другом проекте Брукхаймера «Король Артур». Наоми Харрис блестяще сыграла колдунью Тиа Далму, цыганскую королеву, наделенную волшебной силой ясновидения.
Одной из самых сложных ролей в фильме была, конечно же, роль Дэви Джонса, человека и одновременно морского чудовища. Хотя выбор Билла Найи многим показался странным, Брукхаймер и Вербински были уверены, что он превосходно справится с этой задачей. Они отлично знали, что этот актер сумеет открыть человеческое начало под чудовищной внешностью.
«Дэви Джонс – существо, глубоко страдающее и одинокое, – говорит Найи. – Он ранен настолько глубоко, что соглашается на странное существование, лишь бы ничего больше не чувствовать. Поэтому он вырывает средоточие всех чувств – свое сердце – и запирает его в особом сундуке. Он управляет "зверушкой" – чудовищным кракеном, морским чудовищем, чем-то абсолютно невиданным и зловещим. Если заполучить сердце Дэви Джонса, управлять можно будет не только им, но и кракеном, а значит, и всеми океанами мира!»
Самым же удивительным героем картины стал не актер, не актриса и не чудовища. Я говорю о 169-футовом парусном корабле «Баунти», который в «Сундуке мертвеца» появился на экране под именем «Эдинбург Трейдер».
На съемках Биллу Найи пришлось нелегко – и главным образом из-за необычной и поразительной внешности своего героя. Ему приходилось играть в специальном сером костюме и шлеме с метками для компьютерщиков, которые потом дополнили образ актера удивительными деталями, родившимися в воображении Гора Вербински и знаменитого художника Марка «Крэша» Маккрири. Это не пугало, а забавляло Найи. «Первый фильм стал не только успешным, но и любимым. Он создал язык, а это удается очень немногим. Стать частью подобного проекта – огромная честь и большая радость. Мне было очень интересно играть героя, внешность которого будет дорисована потом – мне приходилось использовать собственное воображение на полную катушку. И то же самое требуется от зрителей».
Если в Найи Дэви Джонса не видел никто, то увидеть пирата в Кейте Ричардсе не составляло труда. А вот появление легендарного гитариста Rolling Stones на площадке в маленькой роли отца Джонни в третьем фильме породило на площадке настоящий хаос.
Самым же удивительным героем картины стал не актер, не актриса и не чудовища. Речь идет о 169-футовом парусном корабле «Баунти», который в «Сундуке мертвеца» появился на экране под именем «Эдинбург Трейдер». У «Баунти», как и у его знаменитого тезки, была богатая история. Корабль был построен в 1962 году для фильма «Мятеж на "Баунти"» студии Metro– Goldwyn-Mayer. В том фильме снимались Марлон Брандо, Тревор Ховард и Ричард Харрис. А «Баунти» стал первым парусным кораблем, специально построенным для художественного фильма.
Но, пожалуй, самое интересное во всех фильмах – это тот шум, который поднялся в Голливуде, когда стало известно о том, что Джонни собирается сниматься в первом фильме. Все заговорили о том, что он наконец-то продался и согласился на блокбастер. Но Джонни это абсолютно не волновало.
Строительство «Баунти» началось в Луненбурге в феврале 1960 года и продолжалось семь месяцев. Корабль строили на верфи «Смит и Руленд», а потом отправили на Таити для съемок блокбастера. На корабль пошло невероятное количество строительного леса. Хотя длина реального «Баунти» составляла 85 футов, его кинематографический тезка имел в длину 118 футов для удобства операторов и актеров. Высота корабля от палубы до верхушки главной мачты составляла 103 фута. Для съемок в «Мятеже на „Баунти“» кораблю пришлось проделать 7327 миль по морю из Луненбурга на Таити через Панамский канал. Путешествие заняло 33 дня. Спустя сорок три года «Баунти» под командованием капитана Робина Р. Уолбриджа проделал 2831 морскую милю за четырнадцать дней. Из залива Ла-Батр корабль пришел с Сент-Винсента, где его переоборудовали и перекрасили под «Эдинбург Трейдер».
Но, пожалуй, самое интересное во всех фильмах – это тот шум, который поднялся в Голливуде, когда стало известно о том, что Джонни собирается сниматься в первом фильме. Все заговорили о том, что он наконец-то продался и согласился на блокбастер. Но Джонни это абсолютно не волновало. «Я никогда над этим не задумывался, сам не знаю, почему. Ведь все вокруг считают, что это должно быть для меня важно. Просто мне кажется, что у меня есть голос. И мысль о коммерческом успехе меня не волнует. Мне важно, чтобы мне было интересно, чтобы мне хотелось это делать. Если я на что-то соглашаюсь, то только на собственных условиях, а не потому что мне необходимо всегда все контролировать. Я просто не хочу жить во лжи. Я не хочу оглянуться на свою жизнь и сказать: "Ну и козлом же я был!"»
«Он всегда верен себе. Он никогда не думает о деньгах или о том, что он должен или не должен делать по мнению окружающих. Может быть, так бывает только в Америке, но если относишься к своему делу со страстью, это отпугивает людей. Тебя начинают считать странным или эксцентричным. А я считаю, что это всего лишь означает, что ты понимаешь, кто ты есть на самом деле», – Тим Бертон.
Будет справедливо сказать, что никто в Голливуде так не старался НЕ стать звездой, как Джонни Депп. Но несмотря на все его усилия (а, может быть, наоборот – благодаря им), он все равно стал одним из самых любимых актеров своего поколения. Фильм «Проклятие „Черной жемчужины“» собрал в мире 653 миллиона долларов, а Джонни заработал на нем двадцать миллионов и номинацию на «Оскара». И все равно Депп остается очень необычной звездой. Подлинные звезды, даже гениальные актеры, остаются на вершине славы, сохраняя верность себе. Они уже больше, чем актеры. Они превращаются в бренды. Джонни почти патологически непредсказуем и никогда не бывает одинаковым. «Джонни Депп никому не может надоесть», – говорит режиссер «Плаксы» Джон Уотерс.
С ним согласен Тим Бертон. «Он всегда верен себе. Он никогда не думает о деньгах или о том, что он должен или не должен делать по мнению окружающих. Может быть, так бывает только в Америке, но если относишься к своему делу со страстью, это отпугивает людей. Тебя начинают считать странным или эксцентричным. А я считаю, что это всего лишь означает, что ты понимаешь, кто ты есть на самом деле».
Совсем недавно Джонни считал себя «непродаваемым» актером. «Да, да, – улыбается Джонни. – Такого парня нельзя включать в фильм. Он отпугнет всех зрителей. Он работает с режиссерами, имена которых нельзя произносить. Но это самое худшее, что можно обо мне сказать».
Все гадали, захочет ли Джонни после трех успешных «пиратских фильмов» снова вернуться к образу капитана Джека? Судя по всему, так и будет.
Если «Проклятие „Черной жемчужины“» сумело изменить восприятие актера, то «Сундук мертвеца» окончательно закрепил новую репутацию. Стало казаться, что теперь Джонни идет совершенно новым путем. Второй фильм стал самым кассовым фильмом лета 2006 года. Многим эта картина показалась лучом света в темном царстве – ведь до него главным блокбастером сезона был унылый «Код да Винчи».
Все гадали, захочет ли Джонни после трех успешных «пиратских фильмов» снова вернуться к образу капитана Джека? Судя по всему, так и будет. «Играть такого героя – настоящее наслаждение. Если мне придется с ним проститься, я погружусь в черную депрессию. Я сохранил костюм и иногда надеваю его дома, чтобы повеселить детей».
Или, как предположил один из журналистов и весь остальной мир вместе с ним, чтобы сделать «Пиратов-4, 5, 6»? «Если сценарий будет хорошим, – пожимает плечами Джонни, – то почему бы и нет? Я понимаю, что в какой-то момент все это безумие должно кончиться. Но сейчас мне не кажется, что образ исчерпан».